Форма сп-45

Обзор документа

Приведены Методические рекомендации по использованию электромагнитных приборов для оперативного контроля качества уплотнения грунтов.

Рекомендации предназначены для опытного применения организациями, выполняющими работы по контролю.

Структурным подразделениям центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлениям автодорог, управлениям автомагистралей, межрегиональным дирекциям по строительству автодорог федерального значения, территориальным органам управления дорожным хозяйством регионов рекомендовано применять рекомендации с 18.01.2016.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

4.1 Общие положения

4.1.1 Гранулометрический (зерновой) состав грунта определяют
по массовому содержанию в нем частиц различной крупности, выраженному в
процентах по отношению к массе сухой пробы грунта, взятой для анализа.

4.1.2 Микроагрегатный состав грунта определяют по массовому
содержанию в нем водостойких микроагрегатов различной крупности, выраженному в
процентах по отношению к массе сухой пробы грунта, взятой для анализа.

4.1.3 Отбор образцов грунта для определения гранулометрического
(зернового) и микроагрегатного состава проводят по ГОСТ
12071.

4.1.4 Гигроскопическую влажность определяют по ГОСТ
5180.

4.1.5 Гранулометрический состав грунтов определяют методами,
указанными в таблице .

Таблица 1 — Методы определения гранулометрического состава
грунтов

Наименование грунтов

Размер фракции
грунта, мм

Метод определения

Разновидность метода определения

Песчаные, при выделении зерен
песка крупностью

от 10
до 0,5 мм

Гранулометрический (зерновой)

Ситовой без промывки водой ()

от 10
до 0,1 мм

Ситовой с промывкой водой ()

Глинистые

Менее 0,1

Гранулометрический (зерновой)

Ареометрический ()

Гранулометрический (зерновой)
и микроагрегатный составы

Пипеточный. Применяется
только для специальных целей, предусмотренных заданием ()

4.1.6 Пробы грунта при разделении
их на фракции подготовляют:

— для выделения частиц размером более 0,1 мм — растиранием
грунта и растиранием с промывкой водой. Допускается растирать образцы грунта в
растирочной машине, не вызывающей дробления частиц;

— для выделения частиц размером менее 0,1 мм —
микроагрегатным (полудисперсным) способом: навеску грунта растирают, помещают в
коническую колбу, заливают дистиллированной водой и кипятят с добавлением
аммиака в течение 0,5 — 1 ч. После этого полученную суспензию переносят в
цилиндр. Во избежание коагуляции в грунтовую суспензию в качестве стабилизатора
добавляют пирофосфорнокислый натрий.

4.1.7 При определении гранулометрического (зернового)
состава грунтов ситовым методом с промывкой водой применяют водопроводную или
профильтрованную дождевую (речную) воду, а при определении гранулометрического
(зернового) состава грунтов ареометрическим и пипеточным методом —
дистиллированную воду.

4.1.8 Для определения гранулометрического
(зернового) и микроагрегатного состава грунтов, содержащих органические
вещества, следует брать образцы естественной влажности и сложения.

4.1.9 При определении гранулометрического (зернового) или
микроагрегатного состава грунтов ареометрическим или пипеточным методом
цилиндры, в которых проводится отстаивание суспензии, должны быть защищены от
колебания температуры и не подвергаться сотрясениям.

4.1.10 Взвешивание проб грунта на технических весах следует
проводить с погрешностью до 0,01 г, а при массе проб грунта 1000 г и более
взвешивание допускается проводить с погрешностью до 1 г.

Взвешивание на аналитических весах должно проводиться с погрешностью
до 0,001 г.

4.1.11 Результаты вычисления гранулометрического состава
грунтов следует определять с погрешностью до 0,1 %.

Технические характеристики автомобилей

Показатель

Значение
показателя для автомобиля марки

ММЗ

-585

МАЗ-503,
МАЗ-503Б

КрАЗ 256Б

КамаЗ 5511

Камаз с боковой
погрузкой

МАЗ 5516

МД 290, Магирус
380-30

Татра 815, 815С1

VolvoFH420

Грузоподъемность,
т

4,5

7

11*

10

7

16,1

14,5

15,3

27

Вместимость, м3

3

3,8

6

7,2

7,9

11

14

9

17

Габариты кузова,
мм

длина

2595

3280

4585

4525

5000

4450

5400

4300

6500

ширина

2210

2284

2430

2310

2320

2300

2650

2290

2500

высота

650

676

650

816

635

1080

1200

970

1700

Тоже, самосвала,
мм

длина

5475

5970

8190

7140

7570

7530

8400

7190

9900

ширина

2415

2600

2650

2500

2320

2500

2800

2500

2500

высота

2510

2700

2780

2700

2900

3160

3530

2900

3200

Масса, кг

4570

6750

1140

9000

8480

12400

15500

11300

16000

*) 12 — для работы в карьере

3.4. Особенности производства работ в зимнее время

3.4.1. Уплотнение грунтов тяжелыми трамбовками в зимнее время
необходимо производить при выполнении следующих основных положений:

обязательной
очистки уплотняемой поверхности от снега и льда;

только при талом
состоянии уплотняемых грунтов и возможной глубине промерзания не более 0,2 от толщины уплотняемого слоя и не более 30 см;

отдельными
участками с учетом сохранения уплотняемого грунта в талом состоянии;

с повышенной
интенсивностью, при которой до минимума сокращаются перерывы между отрывкой траншей,
котлованов, уплотнением грунтов, укладкой трубопроводов, возведением
фундаментов, обратной засыпкой траншей и котлованов.

3.4.2. Разработку траншей и
котлованов в промерзших грунтах необходимо осуществлять с их предварительным
рыхлением механическими способами, а также с полным удалением промерзших
грунтов или их перемешиванием с талыми грунтами.

3.4.3. В целях сохранения
талого состояния дно отрытых траншей и котлованов должно предохраняться от
промерзания путем:

предварительного
рыхления до промерзания поверхности грунта;

покрытия
поверхности грунта теплоизолирующими материалами;

отсыпки на
поверхности уплотняемых грунтов слоя шлака, золошлака толщиной 15 — 25 см.

3.5. Контроль качества и приемка выполненных работ

3.5.1. В процессе уплотнения грунтов тяжелыми трамбовками выполняются следующие виды
контроля:

а) входной
(визуальный) за видом и влажностью уплотняемого грунта (по степени его
разжижения), промерзанием грунта в зимнее время;

б) операционный:
за качеством общей планировки участка строительства,
дна траншей и котлованов; выполнением опытных работ; технологией уплотнения; в
зимнее время глубиной промерзания грунта;

в) приемочный,
включающий определение коэффициента уплотнения или «отказа» с подготовкой
соответствующих актов на скрытые работы.

3.5.2. Качество уплотнения
грунта проверяется путем непосредственного определения коэффициента уплотнения Kcom в соответствии с «Рекомендациями по ускоренному
определению основных характеристик уплотненных неоднородных грунтов» или
косвенным способом по «отказу» при контрольном уплотнении грунта в соответствии
с «Рекомендациями по ускоренному контролю качества уплотнения грунтов тяжелыми
трамбовками» (Приложение ).

3.5.3. Пункты определения
коэффициента уплотнения Kcom или «отказа» Sa, при контрольном трамбовании назначаются представителями
заказчика, генподрядчика, лаборатории, авторского надзора:

в наиболее
характерных местах, в которых возможны наименьшие значения плотности,
переувлажнение грунта и т.п.;

из расчета
одного пункта на каждые 200 — 300 м2 уплотненного грунта при непосредственном определении
коэффициента уплотнения Kcom, но не реже чем
через 50 м или одного на каждые 50
м2 уплотненной площади при контроле
по «отказу», но не реже чем через 25 м;

в количестве не
менее 2-х определений и 4-х
косвенных определений качества уплотнения на каждом сдаваемом участке
основания.

3.5.4. Непосредственные
определения коэффициента уплотнения в каждом пункте назначаются при толщине
насыпного грунта ниже подошвы трубопроводов или фундаментов:

до 1,2
м — на глубине 0,5 — 0,8 от толщины слоя насыпного грунта;

более 1,2
м — через 0,5 —
0,8 м на
глубину до 2,5 м.

3.5.5. Снижение фактических
коэффициентов уплотнения Kcom от заданных
значений при повышенной влажности уплотненных пылевато-глинистых грунтов
допускается не более чем на 0,02 в количестве, не превышающем 20 % от всех определений. При этом пробы с пониженными
значениями коэффициентов уплотнения должны располагаться рассеянно по всей
контролируемой площади или глубине (через 1 — 2 с качественными пробами).

3.5.6. При недостаточной
степени уплотнения грунта необходимо выполнить дополнительное уплотнение
недостаточно уплотненных мест.

В местах с
повышенной влажностью грунтов целесообразно втрамбовывать сверху
крупнообломочный материал (отходы от разрушенных зданий, бетонных конструкций,
кирпичный бой и т.п.) толщиной 20 — 30 см.

3.5.7. Приемка выполненных
работ по уплотнению насыпных грунтов в основаниях наружных сетей и фундаментов
зданий выполняется рабочей комиссией по представленной ей следующей
документации:

рабочих чертежей
наружных сетей или фундаментов с указанием на них толщины слоя насыпных
грунтов;

журналов и актов
выполнения опытных работ (Приложение );

журналов
производства работ по уплотнению грунтов;

актов на скрытые
работы;

исполнительных схем
расположения пунктов по контролю качества уплотнения и ведомостей определения
коэффициентов уплотнения Kcom и контрольных
«отказов» Sa (Приложение ).

Приемка-сдача
выполненных работ должна быть оформлена соответствующим актом (Приложение ).

4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
СХЕМЫ ПО УСТРОЙСТВУ ИСКУССТВЕННЫХ ОСНОВАНИЙ ПОД НАРУЖНЫЕ СЕТИ

4.1. Основными типовыми конструкциями (вариантами)
искусственных оснований под наружные сети на насыпных грунтах и применяемые в
настоящее время в г. Москве являются (Рис. ):

а) устройство
оснований на качественных насыпных грунтах из монолитной железобетонной ленты
толщиной 200 — 400 мм (или сборных
железобетонных плит);

б) устройство
оснований с полной прорезкой некачественных насыпных грунтов из отдельно
стоящих сборных бетонных стеновых блоков (1 — 3 ряда по высоте), перекрываемых железобетонными сборными
балками;

в) устройство
оснований с полной прорезкой некачественных насыпных грунтов из забивных
железобетонных свай и ростверка.

2.1. Понятия и определения

2.1.1. Требуемый объем песка природного сложения в сосредоточенных
резервах или карьерах ,когда он согласно транспортной схеме используется
непосредственно для устройства конструктивных элементов земляного полотна (насыпь
или дополнительные подстилающие слои дорожной одежды), следует определять по
формуле

,

где — геометрический
объем грунта устраиваемого конструктивного элемента (земляное полотно,
дополнительный подстилающий слой) в уплотненном состоянии;

коэффициент
относительного уплотнения (отношение требуемой плотности (скелета) сухого
грунта в конструктивном элементе
к плотности (скелета) сухого грунта в источнике получения.

Требуемый объем песка, исчисляемого и транспортных средствах
(автомобили-самосвалы, железнодорожные полувагоны и т.п.), когда он находится в
разрыхленном состоянии, следует рассчитывать по формуле

,

где — геометрический объем
грунта устраиваемого конструктивного элемента
земляного полотна в уплотненном состоянии (при требуемой плотности);


коэффициент относительного уплотнения (отношение
требуемой плотности сухого (скелета) песка в конструктивном элементе к насыпной плотности сухого грунта, определяемой
при естественной влажности в стандартной 10-литровой емкости по ГОСТ
8736-93.

2.1.2 Требуемое количество песка можно рассчитывать по объему или по массе. В первом случае обмер производят либо путем регулярной геодезической съемки вырабатываемого источника получения
материала, либо непосредственно в
транспортных средствах (железнодорожных вагонах, автомобилях, баржах и т.п.).

При расчете по массе отгружаемый материал в вагонах или автомобилях
взвешивают на железнодорожных или
автомобильных весах. В
соответствии с ГОСТ 11830-66 массу
указывают в транспортной
накладной.

Количество песка, поставляемого
на баржах или судах определяют по
осадке последних.

2.1.3 Количество песка пересчитывают из единиц массы в единицы объема и
наоборот по значению насыпной плотности песка, определяемой при влажности
материала во время отгрузки, в
соответствии с ГОСТ 8735-88.
Насыпная плотность и влажность строительного песка указываются в паспортах на
каждую отгружаемую партию.

2.1.4 .Для приведения объема песка, поставляемого в нагоне или автомобиле, к объему в уплотненном состоянии, т.е. в конструктивном элементе,
полученный исходный объем умножают на коэффициент относительного уплотнения.
Последний зависит от зернового
состава и влажности материала,
способа погрузки и дальности
возки.

2.1.5 .При разработке проектных решений коэффициент относительного уплотнения следует назначать в зависимости от требуемой плотности материала и конструктивном
элементе или его соответствующем горизонте
(СНиП 2.05.02-85, табл.
22) ориентировочно:

— при исчислении объемов, поставляемых
из промышленных карьеров в
транспортных средствах, — согласно СНиП
4.02-91; 4.05-91;

— при использовании песков
естественной плотности в источнике получения — по СНиП 2.05.02-85.

2.1.6. В тех случаях, когда ПОС и ППР
предусматривают отсыпку элементов земляного полотна, дополнительных подстилающих
слоёв в зимний период (непосредственно или через промежуточные накопленные
объемы — штабели) объемы песков, исчисляемые в транспортных средствах,
необходимо увеличивать на соответствующие коэффициенты, приведённые в настоящей
Методике.

2.1.7 .Дополнительные объёмы грунта, связанные с потерями при
транспортировке, в зависимости от способа и дальности возки в соответствии со СНиП 3.02.01-87 следует
принимать равными

— 0,5% — при дальности возки до I км;

— 1% — при большей дальности.

Допускается принимать больший процент потерь при достаточном
обосновании и совместном решении заказчика и подрядчика, потребителя и
владельца карьера.

2.1.8. Для определения коэффициента относительного уплотнения
необходимы следующие исходные данные:

— коэффициент уплотнения и плотность грунта конструктивного элемента;

— стандартная максимальная плотность и оптимальная влажность материала;

— насыпная плотность.

2.1.9. В
приведен более полный перечень терминов и определений.

4.5 Микроагрегатный состав

4.5.1 Аппаратура, оборудование, материалы и реактивы

4.5.1.1 Для проведения испытаний требуются аппаратура,
оборудование, материалы и реактивы, перечисленные в настоящего стандарта.

4.5.2 Подготовка к испытанию

4.5.2.1 Надлежит выполнить операции, указанные в настоящего стандарта. Масса
средней пробы для анализа должна составлять для глин около 10 г, для суглинков
около 15 г, для супесей около 20 г.

Взвешивание средней пробы проводят на аналитических весах.

4.5.2.2 Пробу грунта переносят в колбу емкостью 0,5 л,
смывая остаток пробы в чашке или стаканчике струей воды из промывалки, затем к
пробе грунта в колбу добавляют 250 см3 дистиллированной воды и
залитый грунт.

4.5.2.3 Колбу закрывают пробкой с обратным холодильником или
воронкой и кипятят суспензию в течение 1 ч (кипячение не должно быть бурным).
После кипячения охлаждают суспензию до комнатной температуры.

4.5.2.4 Суспензию из колбы переносят в стеклянный цилиндр
вместимостью 1 л согласно
настоящего стандарта.

4.5.2.5 Сито с задержавшимися на нем частицами грунта
переносят в фарфоровую чашку и заливают водой так, чтобы частицы в сите были
покрыты водой. Содержимое в сите следует несколько раз интенсивно встряхивать в
чашке без растирания. Частицы, прошедшие через сито с размером отверстий 0,1
мм, переносят в цилиндр с суспензией.

Встряхивание сита в чашке с водой и перенесение в цилиндр
частиц, прошедших сквозь сито, проводят до тех пор, пока вода в чашке не будет
прозрачной.

4.5.2.6 Частицы грунта, задержавшиеся на сите, переносят в
чистую чашку, а из нее — в заранее взвешенный фарфоровый тигель или стеклянный
стаканчик, выпаривают на песчаной бане и высушивают до постоянной массы.

4.5.2.7 Выполняют операции, изложенные в — .

4.5.3 Проведение испытания

4.5.3.1 Последовательно выполняют операции, указанные в — .

4.5.4 Обработка результатов

4.5.4.1 Результаты анализа обрабатывают согласно указаниям,
приведенным в — настоящего стандарта, исключив
поправку на диспергатор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector